Опарин А.А. В поисках бессмертия. Археологическое исследование Первой книги Царств

Глава 6

Тайна жала в плоти

На смену алхимикам и даосцам, искавшим бессмертие, пришли современные учёные в белых халатах и с высочайшим оборудованием и приборами в руках, но занятые всё той же навязчивой идеей найти бессмертие. Раскрыть причину старения и смерти человека. Для этого решения были предложены тысячи теорий, подавляющее большинство которых уже ушло в историю. И вот в последние несколько лет учёные попытались подойти к разгадке причины смерти с клеточных, молекулярных, генетических позиций. Здесь можно выделить три во многом взаимосвязанных между собой направления. Это киборгизация — замена биологических тканей искусственными, это поиск гена смерти у человека с последующей его блокировкой и следовательно достижением бессмертия. Это и клонирование — получение, “создание” “человека” искусственным путём. Но вместо нахождения долгожданного гена или создания человека научный мир с удивлением не только не открыл и не смог сделать ничего подобного, несмотря на длительные усилия, многообещающие заявления, но пришёл к прямо противоположным результатам. Пришёл к научному осмыслению библейского стиха “И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился” (2 Кор. 12:7). Оказалось, что организм человека действительно таит в себе запрограммированную смерть. В науке этот феномен запрограммированной гибели клеток получил название апоптоза. “Вообще-то, идеи, по сути близкие к современным представлениям о запрограммированной гибели клеток, высказывались и ранее. Однако первооткрывателями апоптоза все же считаются Керр и соавт., которые в 1972 г. представили фактический материал и дали первое определение, согласно которому, апоптоз представляет собой „контролируемое уничтожение клетки, играющее комплементарную, но противоположную митозу роль в регуляции клеточной популяции животного“ [Kerr J. F. R. Wyllie A. H., Apoptosis: a basic biological phenomenon with wide-ranging implications in tissue kinetics // Br. J. Cancer. – 1972. – 26. – P. 239-245]. Апоптоз является сложным многостадийным процессом с до сих пор невыясненными причинно-следственными взаимоотношениями. Как бы там ни было, принятие решения о „самоубийстве“, по всей вероятности, должно быть сложной проблемой даже для клетки. Это может объяснить, почему так много внутренних и внешних факторов участвуют в принятии окончательного решения об активации запрограммированной гибели. Представляется закономерным вопрос: почему организм, особенно стареющий, с уже недостаточным клеточным пулом, должен „терпеть“ или даже стимулировать активную гибель собственных клеток даже в таких критических постмитотических тканях, как мозг и сердце? Наиболее простым представляется ответ: чтобы избежать еще больших потерь. Если необратимо поврежденные клетки не будут ликвидированы с помощью хорошо отработанного и „чистого“ механизма апоптоза, то они вскорости могут стать очагом некротического воспаления, погубив многие находящиеся рядом полноценные клетки. Таким образом, апоптоз в стареющем организме, по-видимому, прежде всего нужен как профилактика более гибельных последствий некроза. В проблеме запрограммированной гибели клеток принципиальным для старения являются два вопроса: 1) присутствует ли функционально полноценный аппарат „самоубийства“ постоянно или он достраивается только при необходимости в обреченных клетках и поэтому может быть предотвращен ингибиторами биосинтеза белка; 2) являются ли все клетки изначально суицидными? В настоящее время накоплен достаточный материал, свидетельствующий о том, что если не во всех, то по крайней мере во многих типах клеток гены апоптоза являются конститутивно экспрессируемыми. Это послужило основанием для экстремальной концепции о том, что все клетки в избытке содержат все необходимое для самоуничтожения и изначально суицидны и, следовательно, постоянно нуждаются во внешних сигналах для сохранения жизнеспособности [Raff M.C. Social controls on cell survival and death: an extreme view // Nature. – 1992. – 356. – P. 397-400]. Наиболее убедительные доказательства в пользу заключения о постоянной готовности исполнительного аппарата „самоубийства“ были получены на клетках с удаленными ядрами, которые демонстрировали типичные признаки апоптоза при адекватных внешних воздействиях. Более того, оказалось, что в аналогичных условиях изолированные ядра также обладают способностью апоптотических преобразований, в частности фрагментации ДНК” [Мурадян Х. К. Апоптоз и старение. “Пробл. Старения и долголетия”, 1999, 8, №1. С. 85, 86, 88, 91]. Таким образом обрести бессмертие с чисто научных позиций обречено на полный провал, хотя некоторые исследователи и делают попытки найти ингибиторы апоптоза и попытаться видоизменить весь этот процесс, на котором зиждится вся жизнедеятельность человеческого организма. Впрочем многие идут дальше пытаясь стать вообще Творцами человека вместо Бога, используя принципы клонирования о которых будет рассказано ниже. Но если не брать в расчёт эти амбициозные, псевдонаучные идеи — получение бессмертия научными методами невозможно. Более подробно об удивительных связях Библии с открытиями в области генетики, Божьего закона с законами старения будет рассказано в работе “Библейская генетика”, разрабатываемой сейчас автором совместно с Сербиным М. Е., сотрудником кафедры генетики Харьковского Государственного Национального Университета.



 Rambler's Top100      Яндекс цитирования 

return_links(); ?>


Библия и наука — nauka.bible.com.ua

© 1996-2004 А. А. Опарин
Разработка и сопровождение © 2000-2004 Юрий Цупко&Виктор Белоусов victor_bell@rambler.ru