Глава 13
Итак, совершив путешествие на много веков вперёд, исследовав историю филистимского народа и его городов, мы вновь возвращаемся в 1040 год до х. э., когда филистимляне незаметно провожали повозку с ковчегом, ведомую животными к иудейскому городу Вефсамису. “Жители Вефсамиса жали тогда пшеницу в долине, и взглянув увидели ковчег Господень, и обрадовались, что увидели его. Колесница же пришла на поле Иисуса Вефсамитянина и остановилась там; и был тут большой камень, и раскололи колесницу на дрова, а коров принесли во всесожжение Господу. Левиты сняли ковчег Господа и ящик, бывший при нем, в котором были золотые вещи, и поставили на большом том камне; жители же Вефсамиса принесли в тот день всесожжения и закололи жертвы Господу. И пять владетелей Филистимских видели это и возвратились в тот день в Аккарон” (1 Цар. 6:13—16). Вефсамис (в пер. дом солнца) был городом, расположенным в пределах колена Иуды на границе с землями, принадлежащими колену Дана. Вефсамис относился к числу 48 левитских городов, т.е. тех городов, где проживали левиты и поля при которых служили им для выпаса скота. Левиты были особым коленом израильского народа, в функцию которого входило обслуживание Скинии: “И сказал Господь Моисею, говоря: возьми левитов из среды сынов Израилевых и очисти их; и приведи левитов пред скинию собрания; и собери все общество сынов Израилевых и приведи левитов их пред Господа, и пусть возложат сыны Израилевы руки свои на левитов; Аарон же пусть совершит над левитами посвящение их пред Господом от сынов Израилевых, чтобы отправляли они служение Господу; и так отдели левитов от сынов Израилевых, чтобы левиты были Моими” (Числ. 8:5, 6, 9—11, 14). В отличии от других колен, левиты были лишены особого земельного удела, чтобы они могли свободно отправлять службу пред Господом. Жить они должны были в 48 городах, отделённых от каждого колена, на десятину, которую им отдавали представители других колен (Числ. 18:1—32). Словом, это была группа людей, которые своей жизнью и служением Богу призваны были подавать пример другим израильтянам, обучая их Слову Божьему, а расселение их среди всех колен израилевых должно было способствовать расширению религиозного знания [Архимандрит Никифор. Библейская энциклопедия. В 2 кн. М.: СПМСИ, 1990. Кн. 1. С. 425]. Словом, ковчег, вроде бы, прибывает как раз в тот город, в который нужно, и первые действия жителей, вроде бы, так же подтверждают это, когда они, приняв ковчег, принесли всесожжения Господу. При этом указывается и то, что народ обрадовался увидев ковчег (1 Цар. 6:13). И вот после этого случается, на первый взгляд, нечто неожиданное: “И поразил Он жителей Вефсамиса за то, что они заглядывали в ковчег Господа, и убил из народа пятьдесят тысяч семьдесят человек; и заплакал народ, ибо поразил Господь народ поражением великим” (1 Цар. 6:19). Сегодня многие люди и вероучения противопоставляют Бога Ветхого и Нового Заветов. Первый — это жестокий и карающий Бог, Второй — милостивый и любящий. Некоторые вообще говорят, что Бог Ветхого и Нового Завета — это просто разные Боги. Другие идут ещё дальше, утверждая, что в Ветхом Завете под именем Бога фигурирует дьявол, который и осуществлял все те жестокости, о которых в нём повествуется. К одной из таких диких и неоправданных жестокостей, наряду с уничтожением евреями населения Ханаана, относят и этот случай, когда Господь поразил 50070 человек в городе Вефсамисе. Поразил не за то, что они кого-то убили или ограбили, а только за то, что они заглянули внутрь ковчега!? Разве может такое совершить любящий Бог? Разве может Иисус Христос, спасающий людей в Новом Завете, погубить 50 тысяч за такой, вроде бы, незначительнейший проступок? Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо сразу же развеять ряд мифов, как правило, связанных с ним. Так, читая эту историю, всегда, с одной стороны, представляется жестокий и немилосердный Бог, а с другой — наивный и несколько любопытный безобидный народ, который вначале плачет от радости, увидев ковчег, а потом плачет из-за несчастий, обрушившихся на него за любопытство, связанное с тем, что так хотелось посмотреть, что внутри ковчега. Некоторые вообще сравнивают это любопытство с любопытством детей, которые разбирают и ломают игрушки, чтобы посмотреть, что у них внутри. Но действительно ли такими наивными детьми были израильтяне того времени? Из 1 Цар. 7:4 видно, что во времена, когда ковчег находился у филистимлян, израильтяне служили Ваалу и Астарте, этим зверским и аморальным богам хананейского пантеона. Мы помним, что служение этим богам отличалось не просто особенностями молитв, чина служения, а прежде всего человеческими жертвоприношениями и массовыми оргиями. Отступив от Истинного Бога, большинство израильтян вступило на путь греха, который привёл их к тому, что они стали приносить в жертву своих детей, насиловать дочерей, упиваться вином. То, что ещё совсем недавно возмущало их в поведении хананеев и сыновей Илии, стало теперь неотъемлемой частью и их жизни. Они встали на путь деградации не только духовной, но и физической. Избранный народ Божий начал превращаться в животное стадо со звериными инстинктами и похотями. И даже левиты, которые должны были препятствовать этому, в своём большинстве сами забыли Того Бога, Которому служили их отцы. Народ забыл Бога, утратил страх Божий и уважение к Творцу. Теперь для них Господь являлся одним из многих богов, которым они кадили. И апогеем этого стало, только на первый взгляд, незначительное событие — открытие ими крышки ковчега, того самого ковчега, который имел право видеть только первосвященник и то один раз в году на празднике Йом Кипур. Ведь ещё совсем недавно народ с великим почтением взирал на скинию, как зримый символ обитания Бога со Своими детьми. Они знали, что служение, совершающееся в скинии, даёт им право на спасение. Они знали, что каждый предмет, находящийся в ней, и особенно ковчег завета, несут глубокий духовный священный смысл. И вот теперь народ открывает крышку и заглядывает, причём неоднократно (1 Цар. 6:19), внутрь ковчега, показав этим, что они нисколько не боятся Бога, нисколько не уважают Его, Который запретил им подходить, а тем более, заглядывать в ковчег. Мало ли, что Он сказал, ведь нам так интересно знать, что там внутри? Во многом эта ситуация сходна с той, которая произошла в раю, когда Ева съела плодов дерева, от которого Господь сказал: “не ешьте” (Быт. 3:3). Этот плод не имел какой-то особой силы, но он был символом верности людей Богу, символом осознания ими своей зависимости от Него. И потому, съев этот плод, Ева, а затем и Адам, не просто съели плод, они показали этим, что могут жить без Бога, что они сами могут отличать добро от зла. То же произошло и с ковчегом, который являлся символом Божьего присутствия, Его могущества и спасения, которое Он дарует людям. И потому, открывая крышку, народ, уже впавший в страшные, омерзительные прегрешения, продемонстрировал наглядно перед всей вселенной, что он не имеет уважения к Богу и Его Слову. Господь очень любит людей и хочет спасти каждого “Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную” (Ин. 3:16). И потому часто вынужден использовать и суровые методы, чтобы не погибли все. Тогда, когда израильтяне заглядывали в ковчег, Бог бы мог и не уничтожить их. Но что тогда вышло бы в конечном счёте? Любопытство людей было бы удовлетворено, но кроме того, было бы и показано, что слова Бога расходятся с Его делами. Ибо Он сказал, что ковчег свят и люди, кроме первосвященников, если хотят быть живы, не должны даже смотреть на него. А тут народ беззастенчиво смотрел внутрь ковчега, и в результате если бы всё обошлось благополучно, то это означало бы, что Бог не держит Своего слова или у Него нет сил, чтобы его сдержать. А если это так, то для чего вообще слушать такого Бога, исполнять Его заповеди? Как можно верить Его словам, в том числе и о спасении людей, если Он Сам не сдержал бы сейчас Своего слова? Итак, был поставлен под вопрос авторитет Бога, и этот вопрос был важен не только и не столько для тех, кто открывал ковчег, а для тех, кто не участвовал из благочестивых соображений в этом, но знал о случившемся. Ибо теперь эти люди, а это был почти весь Израиль (ибо информация о вызволении ковчега, а затем его открытии вскоре облетела бы все колена), ждали ответа от Бога на это святотатство. И если бы Господь оставил это кощунство безнаказанным, то это был бы страшный, возможно непоправимый удар по их вере. Во-вторых, за событиями следили и филистимляне. И если бы они узнали, что израильтяне с такой безнаказанностью обращаются с ковчегом, то они бы решили, что те бедствия, что были в их стране, произошли не из-за ковчега, а значит и не из-за Бога израильтян. Кстати, и это очень важно, ведь филистимляне, несмотря на то, что были закоренелыми язычниками, не открывали ковчега (!) питая к нему уважение, пусть хотя и как к предмету культа не своего Бога. Мы знаем, что филистимляне, как и другие языческие народы, были хорошо осведомлены о тех чудесах (переход через Красное море, падение Иерихона и т.д.), которые Бог совершил в истории Израиля и во многих из которых фигурировал и ковчег, но не как какой-то фетиш или идол, а как символ Божьего присутствия. И потому если бы эти народы узнали о бесчинстве, творимом над ковчегом, который в их языческом понимании был больше, чем просто символ, то они посчитали бы израильского Бога слабым и не заслуживающим уважения. И, наконец, в-третьих, если бы не остановить израильтян, потерявших уважение к Богу и Его Закону, то народ вскоре бы выродился и погиб. И потому, как Праведный Судья, Господь привёл в исполнение приговор “по статье”: возмездие за грех — смерть. “И сказали жит ели Вефсамиса: кто может стоять пред Господом, сим святым Богом? и к кому Он пойдет от нас? И послали послов к жителям Кириаф-Иарима сказать: Филистимляне возвратили ковчег Господа; придите, возьмите его к себе” (1 Цар. 6:20—21).