Опарин А.А. В поисках бессмертия. Археологическое исследование Первой книги Царств

Глава 23

Царь, сохранивший войско, но потерявший армию

Уже с первых своих шагов Саул проявил себя не только, как решительный полководец, но и как умный военный теоретик, понимающий необходимость создания регулярной армии. “Поэтому на втором году своего правления Саул начал проведение реформы. Он создал постоянное войско в количестве 3000 человек, разделив его на две части, одну из которой, большую, возглавил сам, а другую поставил под командование своего старшего сына Ионафана… Саул, приметив какого-либо сильного и воинственного человека, брал его себе на службу (1 Цар. 14:52). Это ясно свидетельствует о введении им какого-то вида рекрутского набора и, следовательно, создания регулярной армии. Во главе её он поставил своего двоюродного брата Авенира, или Абнера (1 Цар. 14:50—51). Армия, по-видимому, ещё не заменила полностью общеплеменное ополчение, но стала важным шагом к такой замене. Сама армия ещё строилась с учётом родо-племенной структуры израильского общества, но в ней уже были созданы новые единицы — сотни и тысячи во главе со своими командирами (1 Цар. 22:7), впрочем, в них включались люди одного „дома“, рода, племени” [Tadmor H. Die Zeit des Erstens Tempels // Geschichte des jьdischen Volkes. Mьnchen, 1981, p. 117; Циркин. Указ. соч. С. 136—137]. Не успела ещё вся военная реформа воплотиться в жизнь, как израильтяне вступили в конфликт с филистимлянами, нанеся им небольшое поражение под Гивой. Когда об этом “Весь Израиль услышал, что разбил Саул охранный отряд Филистимский и что Израиль сделался ненавистным для Филистимлян, то народ собрался к Саулу в Галгал. И собрались Филистимляне на войну против Израиля: тридцать тысяч колесниц и шесть тысяч конницы, и народа множество, как песок на берегу моря; и пришли и расположились станом в Михмасе, с восточной стороны Беф-Авена. Израильтяне, видя, что они в опасности, потому что народ был стеснен, укрывались в пещерах и в ущельях, и между скалами, и в башнях, и во рвах; а некоторые из Евреев переправились за Иордан в страну Гадову и Галаадскую; Саул же находился еще в Галгале, и весь народ, бывший с ним, находился в страхе” (1 Цар. 13:4—7). “Тогда Саул послал за пророком Самуилом и пригласил его к себе для обсуждения дальнейшего образа действий и вообще положения дел. Самуил ответил, что придет, а пока велел заготовить все нужное для жертвоприношений, обещая прибыть к Саулу по истечении шестидневного срока, чтобы на седьмой день приступить к жертвоприношениям, а затем уже начать бой с врагом. Саул стал ждать пророка, как тот ему велел, но при этом не вполне точно исполнил предписания Самуила: видя, что последний медлит со своим прибытием и что тем временем войско разбегается, Саул сам приступил к жертвоприношению” [Иосиф Флавий. Указ. соч. Т. 1. Книга 6. Глава 6, 2. С. 279]. “Но едва кончил он возношение всесожжения, вот, приходит Самуил; и вышел Саул к нему навстречу, чтобы приветствовать его. Но Самуил сказал: что ты сделал? Саул отвечал: я видел, что народ разбегается от меня, а ты не приходил к назначенному времени; Филистимляне же собрались в Михмасе; тогда подумал я: „теперь придут на меня Филистимляне в Галгал, а я еще не вопросил Господа“, и потому решился принести всесожжение. И сказал Самуил Саулу: худо поступил ты, что не исполнил повеления Господа Бога твоего, которое дано было тебе, ибо ныне упрочил бы Господь царствование твое над Израилем навсегда; но теперь не устоять царствованию твоему; Господь найдет Себе мужа по сердцу Своему, и повелит ему Господь быть вождем народа Своего, так как ты не исполнил того, что было повелено тебе Господом. И встал Самуил и пошел из Галгала в Гиву Вениаминову; а Саул пересчитал людей, бывших с ним, до шестисот человек” (1 Цар. 13:10—15). На первый взгляд реакция Самуила неадекватна. И даже Иосиф Флавий пишет, анализируя эту ситуацию, что Саул лишь “не вполне точно исполнил предписание Самуила”. Ибо срок, вроде бы, был выждан — шесть полных дней прошло и жертва была искренне вознесена Богу. С человеческой точки зрения Саул вообще поступил мудро, ибо каждый миг отсрочки приводил к потере воинов, которые разбегались при виде грозного неприятеля, который вот-вот вновь покорит Израиль. Да, если сугубо материалистически рассматривать эту историю, то ситуация представляется именно так. Но если рассмотреть её глубже, принимая во внимание духовный аспект, а именно он всегда является ведущим, то она представляется совершенно по-другому. В вопросе повиновения Богу нет понятий “не вполне”, “не совсем”, “в некотором плане”, “большей частью” и т.д. Повиновение может быть или не быть. Человек либо соблюдает в той или иной жизненной ситуации Слово Божье, либо нет. Поэтому в данной ситуации Саул не выполнил Божье Слово. Далее, Библия говорит, что нет маленьких или больших грехов, или нарушений. За любой сделанный грех — смерть (Рим. 6:23). Это всё равно, что выпить бочку яда или одну ложку — в любом случае человек умрёт. Далее, жертвы должен был приносить, как священник, Самуил. И поэтому в этом случае Саул взял на себя чужие функции. Спустя века один из преемников Саула, иудейский царь Озия решился на нечто похожее: “Но когда он сделался силен, возгордилось сердце его на погибель его, и он сделался преступником пред Господом, Богом своим; ибо вошел в храм Господень, чтобы воскурить фимиам на алтаре кадильном. И пошел за ним Азария священник, и с ним восемьдесят священников Господних, людей отличных, и воспротивились Озии царю и сказали ему: не тебе, Озия, кадить Господу; это дело священников, сынов Аароновых, посвященных для каждения; выйди из святилища, ибо ты поступил беззаконно, и не [будет] тебе это в честь у Господа Бога. И разгневался Озия, — а в руке у него кадильница для каждения; и когда разгневался он на священников, проказа явилась на челе его, пред лицем священников, в доме Господнем, у алтаря кадильного. И взглянул на него Азария первосвященник и все священники; и вот, у него проказа на челе его. И понуждали его выйти оттуда, да и сам он спешил удалиться, так как поразил его Господь. И был царь Озия прокаженным до дня смерти своей, и жил в отдельном доме и отлучен был от дома Господня. А Иоафам, сын его, начальствовал над домом царским и управлял народом земли” (2 Пар. 26:16—21). Сегодня некоторые служители, лишённые сана за различные нарушения, находят себе поддержку в различных общинах и начинают совершать там служение — крестя и причащая людей. Порой и каждый из нас, являясь не обязательно служителем, берёт на себя не свои полномочия, движимый гордыней или самоуверенностью. Но Господь на примерах Саула и Озии показывает нам, к чему приводит взятие на себя не своих полномочий. И, наконец, что двигало Саулом, когда он решил принести всесожжения, не дожидаясь Самуила? Отсутствие доверия к Богу, неверие. Он боялся, что пока он ждёт, войско разбежится от него и он будет разбит и захвачен филистимлянами, ненавидящими его. Он не доверился Богу, обещавшему даровать победу. Он потерял из виду Христа, решив положиться на объективные реалии, а не на слово Бога. Он забыл опыт Гедеона, которому Господь с 300 воинами даровал победу над превосходившими в десятки раз силами противника. Забыл он и свой личный опыт победы над аммонитянами. Он решил, что Бог, почему-то, опаздывает и решил сам подправить дело. Не бывает ли так с нами, что не дождавшись ответа от Христа, мы начинаем решать проблему за Него. В Библии есть такая фраза: “… сила их — сидеть спокойно” (Ис. 30:7). В спокойствии и невозмутимости в период кризиса обнаруживается вера. В суете же и в панике она теряется, приводя нас к страшным последствиям. И самое страшное — это то, что мы даже не дожидаемся окончания срока, данного Богом. Ведь Самуил не опоздал! Он пришёл на седьмой день, буквально через несколько мгновений после того, как Саул кончил приносить жертвы. Бог никогда не опаздывает, приходя точно в срок. И даже если нам, людям, кажется, что вроде бы, уже надо вмешаться Ему, а Его всё нет и нет, то это лишь значит, что мы что-то не понимаем, не видим, не знаем. “И отвечал мне Господь и сказал: запиши видение и начертай ясно на скрижалях, чтобы читающий легко мог прочитать, ибо видение относится еще к определенному времени и говорит о конце и не обманет; и хотя бы и замедлило, жди его, ибо непременно сбудется, не отменится” (Авв. 2:2—3). Проблема Саула — это не проблема простой поспешности или страха, это проблема взаимоотношений человека с Богом, это проблема веры, ключевого вопроса христианства. “Саул ждёт его семь дней согласно его словам. Он ждёт достаточно долго, чтобы успокоить свою совесть. Естество может довольно долго поступать по этому принципу, но оно не ощущает своей слабости; оно не чувствует, что все зависит от Бога; оно не уповает на Него как на единственное средство. Затем, так как Израиль принёс ковчег в стан, Саул возносит всесожжение. Но если бы была вера в Бога, он понял бы, что, как бы там ни было, он должен уповать на Него, что было бесполезно что-либо делать без Него и что, уповая на Него, он не рисковал ничем” [Синопсис книг Библии. В 5 т. Germany, Dillenburg, GBV, 1990. Т. 1. С. 521]. Ибо можно приносить Богу различные жертвы, строить храмы, соблюдать праздники, возвращать десятину, святить субботу, но не доверяя Богу и Его Слову в своей повседневной жизни, быть христианином нельзя. Огромный процент наших проблем — в нашей поспешности, вызванной отсутствием терпения и веры. Сегодня Бог воспитывает у нас эти качества, чтобы в Последнее время перед лицом Декрета о Воскресном Дне и смертного приговора всем, кто не примет его, мы могли бы устоять, твёрдо зная, что Он спасёт нас и придёт быстрее, чем приговор будет приведён в исполнение. Как мудрый в оеначальник, Саул боялся потерять воинов, и потому пренебрёг духовным наставлением. Так он сохранил войско, но одновременно потерял армию, ибо лишился права на сам престол.



 Rambler's Top100      Яндекс цитирования 

return_links(); ?>


Библия и наука — nauka.bible.com.ua

© 1996-2004 А. А. Опарин
Разработка и сопровождение © 2000-2004 Юрий Цупко&Виктор Белоусов [email protected]