Глава 1
Одним из самых крупных римских философов по праву считается Сенека. Представитель школы стоиков, он через всю свою жизнь пронес верность ее положениям. Сенека был воспитателем императора Нерона, который, кстати, впоследствии и заставил своего учителя покончить жизнь самоубийством. У Сенеки был родной брат, Люций Юний Галлион, пред судом которого и оказался апостол Павел во время своего посещения Коринфа: «Между тем, во время проконсульства Галлиона в Ахаии, напали Иудеи единодушно на Павла и привели его пред судилище, Говоря, что он учит людей чтить Бога не по закону. Когда же Павел хотел открыть уста, Галлион сказал Иудеям: Иудеи! Если бы какая-нибудь была обида, или злой умысел, то я имел бы причину выслушать вас; Но когда идет спор об учении и об именах и о законе вашем, то разбирайте сами: я не хочу быть судьею в этом. И прогнал их от судилища. А все Еллины, схвативши Сосфена, начальника синагоги, били его пред судилищем; и Галлион ни мало не беспокоился о том» (Деян. 18:12-17).
В отличии от подавляющего большинства современных ему римских и иудейских начальников, Галлион проявил объективность и честность в разборе дела. Более того, он фактически одобрил расправу над теми, кто обвинял апостола Павла. Не осудив последнего, проконсул шел на риск, ибо римское правительство охраняло и иудейскую религию, поэтому-то иудеи были более чем уверены, что Галлион отдаст приказ расправиться с Павлом, тем более, что отказом сделать это Галлион как бы поощрил неизвестную секту, как тогда называли христиан, и это могло дорого стоить римскому проконсулу. Иудеи вполне могли сделать на него донос, обвинив в разжигании религиозных конфликтов. Мы помним, что Пилат, находившийся в похожем положении, побоялся обострить отношения с иудейскими религиозными кругами. Галлион же проявил смелость и принципиальность.
Долгое время имя этого человека в истории считалось мифическим, но накопление фактического материала вынудило даже советских историков, исследовавших нередко историю христианства под известным углом зрения, по политическому заказу, «вернуть» неудобного им проконсула в историю.
«Деяния сообщают, что когда Павел особенно сильно возбудил своей проповедью недовольство живших в Коринфе евреев, они привели его «пред судилище Галлиона, проконсула Ахаии» (по римскому административному делению провинция на территории Пелопоннеса). И вот обнаружились следы этого самого Галлиона… обломки надписи, в которой император Клавдий обращается по какому-то случаю к населению данной провинции, содержат фразу, упоминающую «Люция Юния Галлиона, моего друга и проконсула Ахаии». Надпись датируется началом 52 года по Р. Хр. Выходит, что приблизительно в это время, к которому Деяния приурочивают пребывание Павла в Коринфе и его столкновение с Галлионом, последний действительно был проконсулом этой провинции… Галлион, как историческая личность, представляет собой довольно известную фигуру. Это, между прочим, брат знаменитого римского философа Сенеки; то, что он был проконсулом Ахаии примерно в это время, известно по ряду источников»… [1]. Упоминаемая Крывелевым надпись была найдена еще в 1908 году в Дельфах [2], но советским людям о ней было разрешено узнать только через полвека, как впрочем и о других источниках, рассказывающих о Галлионе. Последний был незаурядной личностью, так как его брат Люций Анней Сенека посвятил ему две свои книги, а поэт Стаций называл его «возлюбленным Галлионом» [3]. Найденная в Дельфах надпись помимо того, что археологически подтвердила, что Галлион действительно, как упоминала Библия, был проконсулом в Ахаии, она способствовала и уточнению хронологии жизни апостола Павла, ибо «согласно указу Клавдия, вновь назначенные чиновники должны были отправляться из Рима в провинции 1 июня, следовательно, Галлион прибыл в Ахайю около 1 июля 51 года. Павел же «оставался там год и шесть месяцев, поучая их слову Божию» (Деян. 18:11), пока иудеи не возмутились и не привели его к проконсулу. Таким образом, по всей видимости, Павел прибыл в Коринф в начале 50 года по Р. Хр.» [4].
История нам не оставила известий о дальнейшей судьбе проконсула Галлиона, о том, умер ли он своей смертью или погиб в разгоревшихся вскоре войнах за императорский престол, остался ли он язычником или, быть может, принял впоследствии Христа. Мы этого не знаем. Только новые археологические открытия, а быть может, только вечность нам даст ответ на эти вопросы.
А пока Люций Юний Галлион, проконсул Ахаии, выступает как свидетель по делу Библии, подтверждая ее правоту.
Римляне высоко ценили право, и поэтому мы можем быть уверены в показаниях проконсула.
PS. Несколько раз апостол Павел был в Коринфе, с которым связаны два его Послания, вошедшие в Библию, судебное разбирательство Галлиона, а также некоторые места, где он бывал: синагога (Деян. 18:7) и судилище (Деян. 18:12-16).
И вот: «У мраморных ступеней Пропилеи археологи обнаружили большую каменную перемычку, на которой удалось разобрать написанные греческими буквами слова: «Еврейская синагога»» [5]. В ходе раскопок Коринфа удалось найти и руины судилища, куда ревностные иудеи привели на суд апостола Павла и где апостол был подвергнут допросу [6].
В следующей главе мы пройдем путем, который дал жизнь каждому из нас 2000 лет назад.