Глава 8
«Твоею мудростью и твоим разумом ты приобрел себе богатство и в сокровищницы твои собрал золота и серебра. Большою мудростью твоею, посредством торговли твоей, ты умножил богатство твое, и ум твой возгордился богатством твоим. За то, так говорит Господь Бог, так как ты ум твой ставишь наравне с умом Божьим, … низведут тебя в могилу, и умрешь в сердце морей смертью убитых» (Иезекииль 28:4-6, 8)
Так обращается сегодня Бог к каждому человеку, и пример Тира должен быть нам примером того, к чему ведут гордыня и самовозвышение, а сокровища на земле рано или поздно превратятся в прах, и с чем человек приходит в мир, с тем и уйдет.
Финикийский народ
Одним из самых таинственных народов в истории являются финикийцы. Живя первоначально на крохотном участке земли близ Палестины, они создали огромную торговую империю, которая затем переросла в политическую. Они строили свои города в Африке, на всем ее побережье, в Испании, Италии, Азии, т. е. за многие сотни и тысячи километров от родины. Одним из этих городов был знаменитый Карфаген, являвшийся на протяжении многих веков хозяином Средиземного моря и сильнейшим государством тогдашнего мира. Его борьба с Древним Римом шла в течение ста лет и известна под названием пунических войн (пунами называли финикийцев в Италии и Африке): Первая пуническая война (264-241), Вторая (218-202) и Третья (149-146). Знаменитый полководец Ганнибал, чуть было не взявший Рим, был карфагенянином. Лишь победа над Карфагеном превратила Рим в поистине мировую империю. Являясь, как и карфагеняне, язычниками, римляне были поражены и возмущены религией, господствовавшей у финикийцев. Даже закаленные в битвах, привыкшие с улыбкой встречать смерть римляне были напуганы изуверскими обрядами, им даже в голову не могло прийти, что подобное может быть. Этот культ, который их так поразил, был культ Ваала, главного бога финикийцев. Были культы и других богов у финикийцев — Анат, Бэс, Таннит, Ашер, Астарты, Решеф, но их культы бледнеют перед культом Ваала. На протяжении многих лет ученые не верили сообщениям античных авторов, но теперь, когда произведены раскопки храма этого бога, все увидели, что древние авторы не только не преувеличивали, но даже не в полной мере отобразили этот культ. Коллегия жрецов, отвечавшая за поклонение Ваалу, разработала целый календарь праздников и памятных дат, когда необходимо воздавать Ваалу особые почести. Во дни главных праздников на площадях финикийских городов сжигались тысячи людей, а таких праздников в году было множество. Особенно Ваал «любил» новорожденных детей, которых медленно сжигали жрецы в дар богу. Ежедневно на алтарь Ваалу повергалось несколько таких детей, не считая взрослых. На алтарь богу приносились не только дети пленных, но и дети высших семей общества. Такого не было более ни в одном народе. Были даже дни, когда на алтарь повергались только молодые люди до 20 лет, опять-таки, независимо от их положения в обществе, жребий решал их участь. Сегодня на месте храмов находят сотни тысяч обугленных детских костей. Особенно неистовыми были приношения в годины войн, когда в жертву приносили десятки тысяч человек. Магия, колдовство, оккультизм, гадания, астрология — все это было широко распространено у финикийцев. Создав огромную средиземноморскую державу, финикийцы считали свое положение незыблемым и вечным. Главными городами финикийцев близ Палестины были Библ, Силон и Тир. Первый из этих городов — Библ, насчитывающий многовековую историю, к Х веку до х. э. уступил первенствующее место Тиру и его младшему брату Сидону. Эти два города при царе Хираме (около 969-936 до х. э.) образовывали Тиро-Сидонское царство, которое на протяжении истории несколько раз распадалось, образуя два самостоятельных государства. К царской династии Сидона принадлежала жена израильского царя Ахава Иезавель (3 кн. царств 16:29-34; 17-20; 4 кн. царств 9:30-33). Эта царица, гнавшая Божьих пророков, обличавших нечестие израильтян, насаждала в Израиле культ Ваала, приобщив к нему своего мужа. Но подобно тому, как поплатилась Иезавель за свои многочисленные убийства, так поплатились и сами финикийцы за свое нечестие [11, 16, 15, 17, 35, 78, 75, 42].
Пророчества и их исполнение
Пророчества о Тире
Книга пророка Исайи
23 глава
1 стих: «Пророчество о Тире. — Рыдайте, корабли Фарсиса; ибо он разрушен; нет домов, и некому входить в домы».
6 стих: «Переселяйтесь в Фарсис, рыдайте, обитатели острова!»
7 стих: «Это ли ваш ликующий город, которого начало от дней древних? Ноги его несут его скитаться в стране далекой».
Книга пророка Иезекииля
26 глава
3 стих: «За то, так говорит Господь Бог: вот Я на тебя, Тир, и подниму многие народы, как море поднимает волны свои».
4 стих: «И разобьют стены Тира и разрушат башни его; и вымету из него прах его и сделаю его голою скалою».
5 стих: «Местом для расстилания сетей будет он среди моря; ибо Я сказал это, говорит Господь Бог: и будет он на расхищение народам».
7 стих: «…Я приведу против Тира от севера Навуходоносора, царя Вавилонского».
8 стих: «Дочерей твоих на земле он побьет мечем и устроит против тебя осадные башни, и насыплет против тебя вал, и поставит против тебя щиты».
12 стих: «И разграбят богатство твое и расхитят товары твои, и разрушат стены твои, и разобьют красивые домы твои, и камни твои и дерева твои и землю твою бросят в воду».
14 стих: «И сделаю тебя голою скалою, будешь местом для расстилания сетей: не будешь вновь отстроен».
21 стих: «…И будут искать тебя, но уже не найдут тебя во веки».
Книга пророка Амоса
1 глава
10 стих: «Пошлю огонь в стены Тира, — и пожрет чертоги его».
Книга пророка Захарии
9 глава
4 стих: «Вот Господь сделает его бедным и поразит силу его в море, и сам он будет истреблен огнем».
Выводы из пророчеств о Тире
1. Переселение жителей города в Фарсис, их скитание в далекой стране (Ис. 23:6, 7).
2. Против Тира будут воевать многие народы (Иез. 26:3).
3. Разрушение города (Ис. 23:1, Иез. 26:4).
4. Город станет голой скалой (Иез. 26:4, 26:14).
5. На его месте будут расстилать сети (Иез. 26:5, 14).
6. Разрушение Навуходоносором города на земле (Иез. 26:8).
7. Город будет несколько раз разграблен (Иез. 26:5, 26:12).
8. Камни города будут сброшены вместе с землей, на которой стоял город, в воду (Иез. 26:12).
9. Город не будет вновь отстроен (Иез. 26:14).
10. Город не смогут найти (Иез. 26:21).
11. Истребление города огнем (Амос 1:10).
12. Море не станет давать городу дохода (Зах. 9:4).
13. Ужас островных царей падению города (Иез. 27:35).
Пророчества о Сидоне
Книга пророка Иезекииля
28 глава
22 стих: «И скажи: вот Я на тебя, Сидон, и прославлюсь среди тебя и узнают, что Я — Господь, когда произведу суд над ним и явлю в нем святость Мою».
23 стих: «И пошлю на него моровую язву и кровопролитие на улицах его, и падут среди него убитые мечем, пожирающим его отовсюду; и узнают, что Я — Господь».
Выводы из пророчеств
1. В Сидоне будет проповедано о Боге (Иез. 28:22).
2. В городе будут эпидемии (Иез. 28:23).
3. История города будет кровопролитной (Иез. 28:23).
4. Ничего не говорится о разрушении города.
Двум городам, находящимся близко друг от друга, была предсказана разная участь. Причем гибель была предсказана Тиру, бывшему в десятки раз больше и сильнее Сидона. Итак, посмотрим, действительно ли это исполнилось в истории.
Тир
В VI веке до х. э. гегемоном Палестины становится Навуходоносор. Одним из немногих городов, оказавших ему длительное и ожесточенное сопротивление, был Тир. В течение почти 13 лет длилась осада города, и, наконец, в 573 году континентальный Тир пал и был подвергнут Навуходоносором уничтожению (пророчества 6, 7) [11, 16, 17, 35, 39, 42]. Другая же часть города, располагавшаяся на острове, выстояла, и хотя признала Навуходоносора своим царем, но ворот ему не открыла. Через двести лет ситуация повторилась, только теперь, в 332 году до х. э. на островной город взирало македонское войско, под началом царя Александра. К последнему прибыли послы города, которые хотя и оказали царю почести, однако его желание посетить город отвергли и дали понять, что Великий Тир должен быть не слугой, а другом и союзником Македонии. Примерно в это же время в город прибывают послы из Карфагена, которые уверяют своих соплеменников, что Карфаген окажет им помощь в возможной войне с Македонией. Обрадованные этим, а главное, полагаясь на мощь своих укреплений, тирийцы доходят до того, что в своих переговорах с греками убивают царских послов. Взбешенный этим, Александр начинает осаду [30]. Будучи отдаленным от берега на расстояние километра, Тир являлся первоклассной крепостью, стены которой спускались прямо к воде. Положение же Александра осложнялось отсутствием под рукой кораблей, без которых, на первый взгляд, взятие города казалось немыслимым. Однако царь, являясь прекрасным полководцем, нашел выход, он решил построить дамбу, которая соединила бы берег с островом. Для создания дамбы царь повелел использовать камни, которые в громадном количестве остались от старого материкового Тира (пророчество 8) [45, 30, 16, 76], взятого и разрушенного еще Навуходоносором, превратив тем самым остатки города в голую скалу (пророчество 4) [11, 16, 17, 35, 45, 76, 77, 30].
Строительство дамбы, однако, не дало поначалу своего результата, ибо тирийцы, безраздельно властвуя на море, при помощи судов, груженных песком, камнями, обмазанных смолой и серой, которые направляли к месту строительства дамбы, а затем поджигали, снося на своем пути и греков, и осадные башни. Видя это, Александр вызывает с Кипра флот, который и прибывает к нему в составе 190 судов, под командованием Пифагора, царя Кипра. После этого, заперев тирийские корабли во внутренней гавани, греки продолжают теперь уже беспрепятственно строительство дамбы. В этот критический момент в Тир прибывают карфагенские послы, но вместо радостной вести, они приносят печальную. Послы сообщают тирийцам, что сам Карфаген сейчас находится в опасности от сиракузян, и поэтому помощи Тиру оказать не может. Отплывшие вскоре карфагенские послы увозили с собой почти все женское и детское население Тира, чтобы не подвергать их опасности, нависшей над городом. Так значительная часть тирийцев оказалась увезенной из родного города в далекие, пусть даже родственные страны, где большинству из них пришлось очень тяжело (пророчество 1) [45, 77]. Наконец, в августе 332 года осада, длившаяся с января месяца, была окончена, и македоняне, ведомые самим Александром, ворвались в город, который они подвергли полному разграблению (пророчество 12) [30, 35, 45, 76, 77]. Около десяти тысяч защитников было убито, 6 тысяч из них казнены, а еще 2 тысячи пригвождены ко крестам. Такова была месть греков гордым тирийцам. Многие в Греции ожидали, что осада Тира кончится ничем, и Александр с позором вернется назад. Теперь же правители многочисленных островов Греции пришли в ужас, ощутив свою полную зависимость от Македонии (пророчество 13) [30]. Несмотря на поражение, город восстановили, и, хотя он не достиг былого величия, все же еще несколько десятилетий оставался крупным портом. Страшный удар по экономике города был нанесен Птолемеем II (283-247), построившим Береникейскую гавань, которая располагалась более выгодно, чем Тир, и стала вместо него связующим звеном с южными странами Азии. После этого значение Тира, как торгового города, сошло на нет, ибо море перестало давать городу прибыль (пророчество 12) [11, 39, 42]. Однако, несмотря на это, он в течение еще долгих веков оставался сильной крепостью Средиземноморья. Немалую роль играл Тир и во времена крестовых походов (1096-1270), являясь на протяжении ряда лет одним из основных форпостов ислама в Палестине. В 1111 году он отбил осаду Иерусалимского короля Балдуина (1100-1118) и пал лишь 7 июля 1124 года, в результате пятимесячной осады, перед крестоносцами. После этого он становится важной крепостью крестоносцев, ставшей одним из последних христианских владений в Палестине. В 1291 году город был взят мусульманами, которые поголовно вырезали все население города, разграбили его, а затем весь разрушили и сожгли (пророчества 7, 11) [16, 35] [См. также Куглер Б. История крестовых походов. - Ростов-на-Дону, 1995.]. Сегодня на месте города окрестные рыбаки расстилают сети (пророчество 5) [11], а археологи безуспешно пытаются найти следы материкового Тира (пророчество 10) [11]. Так пал один из величайших городов мира — «Я превращу тебя в пепел на земле пред глазами всех, видящих тебя» (Иез. 28:18) [11, 13, 15, 16, 17, 35, 30, 39, 42, 45, 76, 77].
Сидон
Младший брат Тира Сидон избежал горестной судьбы своего собрата. Во времена Александра Македонского Сидон без боя сдался грекам, благодаря чему не только не был разрушен, но даже сохранил своего царя, которым стал Гефестион. Все те события, войны, которые затрагивали Тир, причинили Сидону страшный ущерб. Он был много раз разрушаем, а его население полностью истребляемо. Так, когда Сидон был предан царю Мидо-Персии Артаксерксу III (361-338), жители города сожгли себя. В 1840 году объединенный флот великих держав бомбардировал город, принеся ему ужаснейшие разрушения и реки крови на улицах (пророчество 3) [15, 16, 39]. В истории Сидона известно огромное количество эпидемий (пророчество 2) [16, 17, 39, 42]. Но, несмотря на это, Сидон всегда возрождался на том же самом месте и не был уничтожен на протяжении 2000 лет, и дожил до сегодняшнего времени, имея население около 100 тысяч человек (пророчество 4). И, наконец, в Сидоне огромное количество человек приняло христианство еще со времен Спасителя (пророчество 1) (см. от Марка 3:8). В Сидоне еще в IV веке была епископская кафедра, что говорит о количестве христиан в городе. Два города, основанные в одно время, одним народом, но какой разный конец! [11, 16, 17, 35, 39, 42]