Опарин А.А. Всемирная история и пророчества Библии
Часть I. Библейские пророчества и всемирная история

Глава 14

Мидо-Персидская империя

«И отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства, дабы ты познал, что Я Господь, называющий тебя по имени, Бог Израилев» (Ис. 45:3)

За многие и многие десятилетия Бог, через пророка Исайю, предсказал появление Кира, указав даже его имя. И этот факт, как и другие тысячи с лишним библейских пророчеств, убеждают нас в непреложной верности Библии.

Ахемениды (550-331) правили 219 лет.

1. Кир II Великий (550-529)
2. Камбиз II (529-522)
3. Лжесмердис (522-521)
4. Дарий Первый (521-485)
5. Ксеркс Первый (485-465)
6. Артаксеркс Первый Длиннорукий (465-425)
7. Ксеркс Второй (425-424)
8. Секудиан (424-423)
9. Дарий Второй (423-405)
10. Артаксеркс Второй Мудрый (405-361)
11. Артаксеркс Третий Охе (361-338)
12. Арзес (338-336)
13. Дарий Третий (336-331)

 

Краткий обзор истории Мидо-Персии во взаимосвязи со Священным Писанием

Кир Великий

Образование Мидо-Персидской империи неразрывно связано с именем ее основателя Кира II, вошедшего в историю с титулом «Великий». Однако первым исторически достоверным князем персидского народа был Кир I, живший в седьмом веке до х. э. Его сын Камбиз I, как мы уже говорили в предыдущей главе, женился на дочери Астиага Мидийского Мандане, от брака с которой у него родился сын, названный в честь деда Киром [35, 39]. Ранняя жизнь будущего царя покрыта легендами. Известно лишь, что Астиаг крайне враждебно относился к своему внуку, который с детства проявлял большие способности. По некоторым версиям, Астиаг даже пытался убить его, когда увидел в своем внуке возможного и весьма сильного соперника. Ситуация в Мидии и подвластной ей Персии складывалась также против Астиага, ибо правление последнего сочетало в себе дикую жестокость по отношению ко всем слоям общества, с одной стороны, и полную беспомощность в решении как политических, так и экономических проблем, с другой. Кир, которому тогда минуло уже более тридцати лет, прекрасно это понимал и только ждал случая захватить верховную власть. Незадолго до решающих событий Кир собирает персидских вельмож и военачальников и приказывает им очистить поле от сорных трав. На второй день он приказывает устроить пир, на который приглашает тех же вельмож. В разгар пира Кир обращается к ним с вопросом, какой день им больше понравился. Услышав, что второй, Кир сказал, что такие дни у них будут всегда, если они, персы, станут владыками востока. Разыгравшиеся вскоре боевые действия между дедом и внуком закончились полной победой Кира, к которому перешло подавляющее большинство воинов и вельмож его деда, признав его своим владыкой [13, 16, 17, 35, 39, 42]. Как мы уже говорили, с первых дней своего правления новый царь дал понять, что мидяне и персы должны образовать единый народ, в подтверждение чего Кир принимает титул «царя мидян и персов» (550 год). В последующие годы Кир восстанавливает границы Мидии, которые она имела при Киаксаре, присоединив Парфию и доведя границу на востоке почти до Индии. В 546 году он покоряет могущественнейшее Лидийское царство, в 538 году — Вавилон [35]. В течение одного года правителем Вавилона был Дарий, имевший статус вассального царя по отношению к Киру. И только через год, после смерти Дария, Кир принимает титул царя Вавилона. Кем именно был этот Дарий, на сегодняшний день единого мнения нет, но существует два неоспоримых факта: 1. В Вавилоне в течение года был вассальный правитель. 2. Кир принимает титул Вавилонского царя только через год, после разгрома Валтасара. Это место Священного Писания, являющееся на протяжении десятков лет объектом для критиков, сегодня подтверждено историей. Подтвержден и другой, любимый критиками факт переселения израильского народа на родную землю. Вступив на престол Вавилона, Кир в первый же год издает указ, разрешающий евреям, уведенным в плен еще Навуходоносором, вернуться в Палестину и восстановить храм. Тогда же 42360 свободных людей и 7337 рабов и рабынь возвратились на родину (537 год до х. э.). Создав огромную империю, Кир понимал, что только мудрая национальная политика сможет сохранить страну. Поэтому, покоряя народы, Кир при этом всегда оставлял местное самоуправление, которое обеспечивало сохранение прав, языка, обычаев, религии и культуры данного народа. Даже во главе провинций Кир ставил часто не персов и мидян, а представителей коренных национальностей. В результате многие народы без сопротивления покорялись Киру, характер которого представлял собой удивительное сочетание таких прекрасных качеств, как мудрость, смелость, высокая для того времени нравственность и порядочность, неприхотливость в быту. Блестящая политическая карьера этого царя прервалась самым неожиданным образом. Продолжая расширять восточные границы своей империи, Кир вступает в борьбу со скифами [16]. Одним из самых сильных скифских племен было племя массагетов, во главе которого тогда стояла царица Тамерис. Желая бескровно подчинить себе это племя, Кир предлагает Тамерис свою руку. Однако царица понимала, что этот брак приведет к закабалению ее народа, пусть даже на льготных условиях, поэтому она отвергает предложение мидо-персидского монарха и начинает готовиться к войне с ним. В отличие от своих предыдущих кампаний, Кир на этот раз не оценил должным образом силы своих врагов. Всего одна ошибка привела его к гибели: в одном из первых же боев Кир, увлекшись битвой и посчитав скифов разгромленными, не заметил, как оказался в окружении вражеских воинов… Умертвив Кира, массагеты отрубили ему голову, сделали из нее чашу для вина и преподнесли ее царице Тамерис [13, 16, 17, 26, 39].

 

Преемники Кира. Дарий Первый

По смерти Кира II на престол вступает его сын Камбиз II. С первых же дней своего правления новый монарх начинает подготовку к походу в Египет, последнему великому царству, непокоренному еще персами. Перед походом в Египет, Камбиз II вступает в союз с арабскими племенами Аравийского полуострова, благодаря помощи которых войско мидо-персов беспрепятственно пересекает Аравийскую пустыню, подойдя в прекрасном состоянии к египетским границам. Решительная битва происходит в 525 году под Пелузием, завершившаяся полным разгромом египтян. После этого весь Египет во главе с фараоном Псамментихом отдался в руки персов. Вступив во владение страной, Камбиз II принимает титул фараона под именем Месутра. Однако последующая политика этого государя походила на поведение волка в стаде овец. Проникнувшись совершенно непонятной ненавистью к египтянам и их культуре, Камбиз начинает карательную политику, цель которой — полное истребление египетской цивилизации [13, 35, 39]. Тогда и были разрушены многочисленные египетские храмы. При этом следует заметить, что храм Иеговы, находившийся в Египте, никак не пострадал. Покорив Египет, Камбиз подчиняет своей власти Барку, Ливию и Кирену, которые сдались ему почти без боя [13]. Продолжая завоевательную политику на африканском континенте, мидо-персы начинают войну с Эфиопским царством, которое хотя и сумело сохранить независимость, но все же урон, нанесенный персами, свел Эфиопию с политической арены. Успешно начавшийся поход мидо-персидской армии в Африку завершился гибелью его организатора Камбиза. Дело в том, что долгое отсутствие царя привело к смутам в самой Мидо-Персии, в которой определенные круги придворных начали в своих интересах распространять слухи о гибели Камбиза. Посчитав, что виновником этого является его брат Смердис (Бардия), царь приказывает убить его, думая, что смута на этом закончится [13, 35]. После казни Смердиса в стране появляется самозванец, выдававший себя за него и начавший открытую борьбу с Камбизом. Жестокое и деспотичное правление царя отвернуло от него многих, и поэтому спустя совсем короткое время, в руках мятежника оказалось более половины страны. Поняв, что он проиграл, Камбиз заканчивает жизнь самоубийством. В Библии Камбиз II упоминается в книге Ездры 4:6, в еврейской транскрипции его имя звучит как Ахашверош. Итак, после смерти Камбиза, верховная власть окончательно переходит к Лже-Смердису, который на самом деле был одним из магов-жрецов и носил имя Гаумат [35, 39]. Новый властитель с первых же дней своего правления зарекомендовал себя весьма властным и энергичным государем, сумев в короткий срок ликвидировать в стране начавшиеся беспорядки. Особенностью правления Лже-Смердиса была его крайне негативная политика по отношению к евреям, и особенно к их религии, которая для царя-мага была неприемлема. Поэтому царь издает указ, запрещающий иудеям продолжать строительство храма в Иерусалиме до особого распоряжения. Эти события с большой точностью и подробностью отражены в книге Ездры 4:7-24. Достигнув вершин земной власти, бросив вызов истинному Богу, Лже-Смердис «не предполагал, что дни его царства сочтены». В последние его дни особенное расположение царя получил один из представителей младшей линии дома Ахеменидов, Дарий Гистапс, который всеми своими силами старался заслужить монаршую похвалу. Однако последнее делалось лишь для того, чтобы скрыть истинные свои намерения и планы. Дело в том, что незадолго до своей смерти Камбиз раскрыл Дарию то, что по его приказу был тайно убит Бардия (Смердис), его брат, и что новоявленный претендент является самозванцем. Если же принять во внимание властолюбивый характер Дария, то станет понятным, что он стремился захватить власть. Вскоре Дарий находит себе союзника в лице одного из влиятельных князей по имени Габриас. Вместе с ним Дарий, пользуясь правом входить к царю в любое время без доклада, направляется к Лже-Смердису и после короткой борьбы убивает его (521 год до х. э.) [35]. Весть о гибели Лже-Смердиса и воцарении Дария быстро распространилась по империи, явившись толчком к многочисленным восстаниям в провинциях. Элам, Вавилон, Парфия, Гиркания, Армения, Маргиана восстали против власти мидо-персов. В стране появились Лже-Навуходоносоры, Лже-Фраорты, новые Лже-Смердисы [39, 42]. Только к 518 году Дарию удалось навести порядок в стране, восстановив могущество мидо-персов. В правление Дария издается указ, разрешающий иудеям продолжать восстановление храма (Ездра, 6 глава). Наведя порядок в стране, царь проводит многочисленные реформы:

1. Административная — страна делилась на сатрапии, две из которых, Египет и Вавилон, в свою очередь, подразделялись на области; во главе же сатрапий стоял наместник, причем военная и гражданская власть были разделены. При этом сатрап не имел военной силы. Страна делилась также на пять военных округов.

2. Военная реформа, давшая стране мощную армию и военный флот.

3. Была создана коммуникация дорог с почтовыми станциями, благодаря чему страна становилась единым живым организмом.

4. В стране был введен государственный язык, которым стал арамейский, что облегчало связи между многонациональным населением страны.

Подробное описание последующей истории Мидо-Персии не входит в задачу данной книги, поэтому мы ограничимся лишь кратким обзором последующих событий [16, 17, 39, 42].

 

Падение Мидо-Персии

После успешного тридцатилетнего правления Дарий начинает подготовку к борьбе с греческими государствами, главными из которых были Афины и Спарта. В течении последующих затем сорока лет (490-449 годы) бушевала греко-персидская война. Сражения при Марафоне (490 год), Фериопилах (480 год), Саламине (480 год), Платеях (479 год), Евримедонте (468 год) вписали грозные страницы в хронику этой войны, начавшейся при Дарий Первом и завершившейся при Артаксерксе Первом заключением мира, по которому Мидо-Персия удерживала за собой только Кипр, отказываясь от малоазиатских владений и права иметь флот в Эгейском море.

В итоге, эта война завершилась разгромом Мидо-Персидской империи. Преемник Дария Ксеркс вступил на престол в 485 году до х. э., и с первых же дней своего правления зарекомендовал себя весьма властным и жестоким. Для лучшей иллюстрации его характера можно привести в качестве примера следующий случай: после разгрома мидо-персидского флота при Саламине Ксеркс, выстроив вдоль моря огромное войско, приказал солдатам взять кнуты и высечь море, так как именно оно, по мнению языческого царя, было виновно в его разгроме. Отношение царя к подданным было крайне жестким и деспотичным. Ксеркс, а в еврейском переводе Артаксеркс, является тем мидо-персидским царем, о котором упоминается в книге Есфирь. В этой книге Ветхого Завета с удивительной достоверностью отображен один из случаев, произошедших в царствование Ксеркса — заговор министра Амана против еврейских поселенцев, наконец, возвышение одного из иудеев по имени Мардохей до одного из главнейших советников царя. Все события, о которых повествуется в книге Есфирь, являлись долгое время объектами нападок для критики, а сегодня подтверждены историей [11, 58, 69]. В 465 году в империи вспыхивает заговор высших царедворцев, в результате которого Ксеркс и его старший сын Дарий были убиты, а власть фактически узурпировал полководец Артабан. Только через семь месяцев второму сыну Ксеркса Первого Артаксерксу удалось умертвить Артабана и взять власть в свои руки [13]. Практически все правление нового царя Артаксеркса проходит в нескончаемых войнах, как внешних — с Грецией, так и внутренних — с постоянно восстающими сатрапиями (особенно с Египтом и Сирией). К правлению Артаксеркса относится издание третьего и окончательного указа о восстановлении Иерусалимского храма в 457 году (Ездра, 7 глава, см. также книгу Неемии) [69, 11]. По смерти Артаксеркса на престоле сменяются его сыновья: Ксеркс Второй, Секудиан, Дарий Второй, в правление которых происходит дальнейшее ослабление империи и отсоединение провинций. Возрождение былого могущества Мидо-Персии происходит только при правнуке Ксеркса Первого — Артаксерксе Третьем (359-338), которому удалось вновь покорить Египет, бывший с 404 по 370 год независимым, усмирить Финикию, Иерусалим и Малую Азию [13]. Огнем и мечом прошелся царь но непокорным владениям, вселив небывалый ужас к себе у подданных. Восстановив былое могущество страны, вернув ее границы ко временам Дария Первого, Артаксеркс Третий падает жертвой заговора, во главе которого стоит его ближайший полководец Багой. Последний, отравив царя, возводит на престол его сына Арзеса, а когда тот попытался избавиться от влияния Багоя, убивает и его, возведя на трон племянника Артаксеркса — Дария (336 год). Через два года по своем восшествии на престол новому царю пришлось начать борьбу с молодым македонским царем Александром, борьбу, которая привела к гибели Мидо-Персидского государства и основанию Греческой империи (331 год до х. э.) [30, 26, 35, 13, 44].

 

Библейские пророчества, относящиеся к Мидо-Персии

Кроме того, что в Библии правдиво и точно отображены события истории данного государства, там помещены и многие пророчества, относящиеся к этому царству. Мы уже говорили о том, что Бог через пророка Исайю за 150 лет предсказал имя основателя этой империи (Ис. 44:28, Ис. 45:1). В книге пророка Даниила во второй главе описан сон Вавилонского царя Навуходоносора, в котором Бог показал этому правителю ход всемирной истории, простиравшийся со времен Древнего Вавилона до конца истории земли. Во сне царю предстал истукан с золотой головой, серебряной грудью и руками, медными чревом и бедрами, железными голенями и стопами ног, пальцы на которых были частью железными, а частью глиняными. Золотая голова олицетворяла Вавилон, следовательно, Мидо-Персия, пришедшая на смену Вавилону, символически представлена серебряной грудью и руками. Действительно, по сравнению с блистательным Вавилоном, могущество Мидо-Персии и ее владык было меньшим, но интересно и то, что вся система налогообложения в империи Ахеменидов осуществлялась серебром, серебряной монетой, тогда как в Вавилоне счет велся по золоту [11, 16, 17, 42, 39]. В Мидо-Персии же даже золотые монеты и вещи переводились на серебряный эквивалент. В книге Даниила, в 7 главе, описаны четыре зверя, прообразно указывающие на мировые империи, опять-таки начиная с Вавилона. Следовательно, второй зверь олицетворяет Мидо-Персию (Дан. 7:5). «И вот еще зверь, второй, похожий на медведя, стоял с одной стороны, и три клыка во рту у него, между зубами его; ему сказано так: «встань, ешь мяса много!» Во-первых, сразу же бросается в глаза сравнение мидо-персов с медведем: в летописях разных стран того времени мидо-персидских воинов сравнивали с медведями за их длинные волосы, манеру есть, неуклюжесть в поведении и силу. Три клыка указывают на три великие завоевания мидо-персов: Вавилон, Лидию и Египет [39]. В ходе завоевательных походов ахеменидских царей эти три державы были действительно покорены. Но при их попытке покорить другие царства — Грецию, Карфаген — последовал полный провал [16]. Из этого случая мы видим, что Бог регулирует и управляет событиями истории. В книге Даниила 8:3-4 читаем: «Поднял я глаза мои и увидел: вот один овен стоит у реки; у него два рога, и рога высокие, но один выше другого и высший поднялся после. Видел я, как этот овен бодал к западу и к северу и к югу, и никакой зверь не мог устоять против него, и никто не мог спастись от него: он делал, что хотел, и величался». Расшифровка пророчества содержится в книге Даниила 8:20. В этом пророчестве указано, что это государство будет состоять из двух рогов (частей), и что одна часть (рог) возьмет верх спустя определенное время. Действительно, эта империя состояла из двух частей, Мидии и Персии, верно и то, что царь из персидского народа стал правителем единого государства, спустя некоторое время, низвергнув Мидийский царский род, то есть поднявшись над ним [11, 39, 15]. В этом пророчестве так же точно указаны направления завоевательной политики мидо-персов: на запад (Лидия), на север (Вавилон), на юг (Египет) [42]. На востоке же действия мидо-персидских войск велись очень мало и были в подавляющем большинстве случаев крайне неудачны. Дано указание также и на то, что победить этого зверя никто не мог. В книге Даниила 9 главе 25 стихе было предсказано восстановление Иерусалимского храма, причем эта дата стала точкой отсчета семидесяти седьмин (490 лет). Мы видели, что окончательный указ, полностью вошедший в силу, и который привел к восстановлению храма в Иерусалиме, был издан в 457 году до х. э. Артаксерксом Первым [69, 11]. Последующие события, изложенные в пророчестве, полностью подтверждают эту дату. В книге Даниила 11:2 читаем: «Теперь возвещу тебе истину: вот, еще три царя восстанут в Персии; потом четвертый превзойдет всех великим богатством, и когда усилится богатством своим, то поднимет всех против царства Греческого». В этом месте, во-первых, предсказывается то, что между Персией и Грецией будет война, а во-вторых, указано, при каком именно царе война достигнет своего апогея. Пророчество было дано во времена Кира II, следовательно, три царя — это Камбиз II, Лже-Смердис, Дарий Первый, четвертый же царь — Ксеркс. При последнем война действительно достигла своего наивысшего накала. Также в ходе этой войны Ксеркс пытался войти в союз против Греции со многими странами и народами тогдашнего мира [16, 26, 39].

Даже этот краткий обзор библейских пророчеств, относящихся к Мидо-Персии, дают нам представление, насколько точно и всесторонне была предсказана история этого государства [11, 13, 14, 15, 16, 17, 26, 42, 39, 44, 74, 69].

 



 Rambler's Top100      Яндекс цитирования